Летопись статей

1 Мурмалпан. Психологи

Философия. Психология

1/14 Мурмалпан

Философия

  1. Гагаев, Павел Александрович. Категориальная дилемма «определенность-неопределенность» в философских концептах педагогического знания / П. А. Гагаев, А. А. Гагаев // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2023. – Т. 33, вып. 4. – С. 337-343. – (Философия). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 342-343 (30 названий).

    Рассматриваются категории определенности-неопределенности применительно к воспитанию.

  2. Данчай-оол, Аяс Анатольевич. Модернизационные и глобализационные аспекты трансформации творчества в традиционной тувинской культуре / А. А. Данчай-оол // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2024. – Т. 34, вып. 3. – С. 237-245. – (Философия). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 243-245 (46 названий).

    Рассматривается феномен творчества в тувинской культуре с обоснованием сущности изменений в условиях модернизации и глобализации, также проведен философско-культурологический анализ традиционной тувинской культуры.

  3. Есаулов, Дмитрий Игоревич. Грядущий кризис взросления цивилизации в XXI веке / Д. И. Есаулов // Сборник трудов Ижевского отделения МСА. – Ижевск, 2023. – Вып. 8. – С. 75-80 : рис. – Библиография: с. 80 (17 названий).

    Рассмотрены несколько ключевых факторов, которые могут повлиять на ожидания от ближайшего будущего цивилизации.

  4. Сорокин, Константин Геннадьевич. Экзистенциальный синтез самотрансценденции в философско-психологических воззрениях П. Е. Астафьева / К. Г. Сорокин // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2024. – Т. 34, вып. 1. – С. 5-15. – (Философия). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 13-14 (37 названий) и в подстрочных примечаниях.

    Представлены философско-психологические взгляды Петра Евгеньевича Астафьева, которые автор определяет как экзистенциальный синтез, рассматриваемый здесь в связи с проблемой самотрансценденции. Рассматривается творческое наследие русского мыслителя, трактуется определение исторической направленности его философии, указывается её место и значимость в кругу мировоззренческих проблем современности.

  5. Тумин, Александр Юрьевич. Идея служения Отечеству в немецкой классической философии: анализ актуальных концептов / А. Ю. Тумин // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2024. – Т. 34, вып. 3. – С. 229-236. – (Философия). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 234-235 (32 названия).
  6. Шалак, Владимир Иванович. Алгоритмический взгляд на законы социальных наук / В. И. Шалак // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2024. – Т. 34, вып. 2. – С. 113-119. – (Философия). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 117-118 (30 названий).
  7. См. также 502, 2058, 6886

159.9 Психологи

Психология

  1. Бикузина, Ольга. Сузяно пинез но, пуш дуннеез но! : малы быдэ вуымтэосты валаны секыт? / Ольга Бикузина ; [вераськиз] Ольга Корепанова // Удмурт дунне. – 2024. – 26 сент. – С. 7 : фот. – (Улон кожъёс) (Психологен кенешон).

    Интервью с психологом о подростковых изменениях в организме и их влиянии на поступки и поведение ребенка, об участии в форуме "Быть рядом".

  2. Королева, Аделина. Буллинг : малы пиналъёс ог-огзэс ултӥяны кутско? / Аделина Королева ; туспуктӥз Максим Егоров // Удмурт дунне. – 2024. – 25 июля. – С. 15 : фот. – (Dart : егитъёслы сӥзем газет).

    Психолог Ольга Бикузина рассказывает о причинах буллинга среди детей.

  3. Маркова, Надежда Ивановна. Пиналлэсь нылпи садлы дышонзэ капчиятыны юрттӥсь дэмланъёс / Надежда Ивановна Маркова // Вордскем кыл = Родное слово. – 2024. – № 1. – С. 3-4. – (Нылпи садын = Дошкольное образование).

    Даны советы психолога родителям по адаптации ребенка к детском саду.

  4. Русских, Татьяна. Вылтусызъя – сямыз? / Татьяна Русских // Кенеш. – 2024. – № 8. – С. 68-73. – (Удмуртлык тугоко). – "Коммуникативное поведение удмуртов: влияние социального символизма и симптомов на восприятие собеседника" статьяя дасямын.

    Представлены рассуждения о том, по каким признакам внешности оценивают городские и деревенские удмурты человека.

  5. Акатьев, Даниил Андреевич. Определение особенностей агрессивного поведения у подростков = Determining the features of aggressive behavior in adolescents / Акатьев Даниил Андреевич, Солодянкина Ольга Владимировна // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность = Current Trends of Social Communications: History and Contemporaneity : сборник научных статей. – Ижевск, 2023. – С. 4-10. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 10 (7 названий).

    Раскрываются психологические и физиологические особенности и поведенческие нарушения у детей подросткового возраста, представлены результаты исследования на базе Республиканского комплексного центра социального обслуживания Устиновского района города Ижевска.

  6. Аль, Гаррави Марва Кадым Абдулхасан. Субъективные представления арабских студентов и преподавателей о "своих" и "других" / Аль Гаррави Марва Кадым Абдулхасан // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2024. – Т. 34, вып. 1. – С. 56-62 : табл. – (Дебют). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 61-62 (15 названий).

    Представлены результаты теоретического анализа проблемы о межгрупповой перцепции как фактора интеграции межэтнических отношений в социальной психологии.

  7. Андреева, Мария Владимировна. Самоактуализационные тенденции и склонность к отклоняющемуся поведению у подростков / Андреева Мария Владимировна // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 84-93 : табл. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 91-93 (17 названий).
  8. Баранов, Александр Аркадьевич. Семейный социально-психологический климат как ресурс совладания старшеклассника в период его самоопределения / Баранов Александр Аркадьевич, Кирпиков Алексей Рафаилович // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 99-104. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 104 (8 названий).

    Представлено исследование взаимосвязи между копинг-стратегиями подростков и социально-психологического климата в семье.

  9. Баранов, Александр Аркадьевич. Склонность откладывать выполнение деятельности (прокрастинация) как отличительная черта младших подростков с задержкой психического развития = Tendency to postpone activities (procrastination) as a feature of younger adolescents with mental retardation / Баранов Александр Аркадьевич // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 246-253. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 252-253 (10 названий).

    Представлены результаты исследования особенностей прокрастинации младших подростков с задержкой психического развития.

  10. Баранов, Александр Аркадьевич. "Я – концепция" и ее связь с прокрастинацией у младших подростков с ограниченными возможностями здоровья = Self-concept and its correlation with procrastination in younger adolescents with limited health opportunities / Баранов Александр Аркадьевич, Кондаурова Ольга Петровна // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 254-263. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 262-263 (10 названий).

    Представлены результаты исследования особенностей связи "Я-концепции" с прокрастинацией младших подростков с ограниченными возможностями здоровья.

  11. Белоусова, Алла Константиновна. Функционально-ролевое распределение студентов при совместном решении задач разного типа / А. К. Белоусова, Ю. М. Качан // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2024. – Т. 34, вып. 1. – С. 26-37 : табл., рис. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 35-36 (35 названий).

    Рассматривается функционально-ролевые особенности в совместной мыслительной деятельности студентов при решении задач разного типа.

  12. Биневская, Анна Олеговна. Психологические особенности мировоззрения и его роль в формировании личностного самоопределения молодёжи = Psychological features of world view and its role in the formation of personal self-determination of youth / Биневская Анна Олеговна // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 263-270. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 270 (7 названий).
  13. Блинова, Кристина Валериевна. Связь коммуникативных навыков с агрессивностью, тревожностью и самооценкой младших подростков / Блинова Кристина Валериевна ; научный руководитель Таллибулина Марина Тимергалиевна // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 105-109 : табл. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 109 (3 названия).
  14. Брагина, Татьяна Сергеевна. Социально-психологический подход к изучению «социального капитала семьи» / Т. С. Брагина, Л. Г. Почебут // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2024. – Т. 34, вып. 2. – С. 158-165. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 164-165 (35 названий).
  15. Бякова, Дарья Юрьевна. Переживание одиночества в связи с макиавеллизмом у студентов = Experiencing of loneliness in connection with machiavelism in students / Бякова Дарья Юрьевна // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 271-277. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 277 (7 названий).

    Представлен теоретический анализ исследований, посвященных изучению макиавеллизма в отечественной и зарубежной психологии, и результаты пилотажного исследования переживания одиночества в связи с макиавеллизмом у студентов Удмуртского государственного университета.

  16. Бякова, Дарья Юрьевна. Переживание одиночества в современном мире = Experiencing of loneliness in the modern world / Бякова Дарья Юрьевна // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность = Current Trends of Social Communications: History and Contemporaneity : сборник научных статей. – Ижевск, 2023. – С. 291-297. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 296-297 (8 названий).

    Представлен теоретический анализ психологических исследований, посвященных изучению переживания одиночества.

  17. Васюкова, Анна Сергеевна. Формы профориентационной работы с молодежью в условиях библиотеки / Васюкова Анна Сергеевна, Майорова Мария Андреевна // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 109-120 : табл. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 118-120 (12 названий).

    Представлены характеристики основных подходов к профориентационной работе с молодежью, проанализированы проекты библиотеки № 24 города Ижевска, которые содержат социально-культурный, образовательный потенциал для профориентации подростков.

  18. Васюра, Светлана Александровна. Временная перспектива студентов с риском интернет-зависимости = Time perspective of students at risk internet dependences / Васюра Светлана Александровна // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 278-291. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 290-291 (13 названий).

    Проанализированы вопросы интернет-зависимости и временного аспекта функционирования личности, приведены результаты эмпирического исследования временной перспективы студентов с риском интернет-зависимости.

  19. Васюра, Светлана Александровна. Направленность коммуникативной активности студентов в связи с вовлеченностью в использование информационно-коммуникационных технологий / Васюра Светлана Александровна // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 120-129 : табл. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 128-129 (6 названий).

    Приводятся данные эмпирического исследования, выполненного на выборке студентов вузов Удмуртской Республики и Республики Татарстан.

  20. Викулов, Кирилл Вадимович. Проактивное моделирование профилактики аутоагрессии в школе с опорой на потенциал сообществ = Projective modeling of autoaggression prevention at school based on the potential of communities / Викулов Кирилл Вадимович ; научный руководитель Харланова Елена Михайловна // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 515-522 : рис. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 522 (5 названий).
  21. Вихман, Александр Александрович. Тест «Критическое мышление подростка»: разработка и психометрическая оценка / А. А. Вихман // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2024. – Т. 34, вып. 2. – С. 166-180 : табл., рис. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Есть приложение к статье. – Библиография: с. 174-175 (28 названий).

    Представлены результаты пилотной валидизации теста критического мышления для детей подросткового возраста.

  22. Высотина, Алиса Николаевна. Личностный профиль сотрудника силовых структур как ориентир для саморазвития молодёжи, чье профессиональное самоопределение связано с работой в силовых ведомствах = The personal profile of an employee of law enforcement agencies as a guide for the self-development of young people whose professional self-determination is associated with work in law enforcement agencies / Высотина Алиса Николаевна ; научный руководитель Трифонова Татьяна Александровна // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 292-298 : табл., рис. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 298 (5 названий).
  23. Глазунов, Юрий Трофимович. Сущность и перспективы развития информационно-математической психологии / Ю. Т. Глазунов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2023. – Т. 33, вып. 4. – С. 417-425. – (Дискуссии). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 424 (15 названий).

    Рассматривается роль и место информационно-математической психологии в психологической науке в целом и других науках о человеке. Представлены понятия психической величины, введены определяющие и определяемые психические величины, проанализирована их роль в расчётах психических феноменов.

  24. Данилова, Елена Анатольевна. Самоотношение личности молодых людей, склонных и не склонных к интернет-зависимости = Self-attitude of the personality of young people who are prone and not prone to internet addiction / Данилова Елена Анатольевна // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 315-328. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 328 (11 названий).

    Проведен теоретический анализ научных работ по проблеме интернет-зависимости, представлены результаты исследования особенностей самоотношения личности молодых людей с разной степенью выраженности интернет-зависимости.

  25. Данилова, Полина Игоревна. Психологические предикторы осознанности в старшем подростковом возрасте / Данилова Полина Игоревна, Кожевникова Оксана Вячеславовна // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 129-138 : табл. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 138 (8 названий).
  26. Дорфман, Леонид Яковлевич. Интегративный тренд в исследованиях конструкта "Я" / Л. Я. Дорфман // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2024. – Т. 34, вып. 2. – С. 130-138. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 137-138 (34 названия).

    В статье предпринята попытка выполнить совместный анализ исследований «Я» как унитарного, его дифференциации, перспективы интеграции и движение в сторону целостности.

  27. Ефимова, Наталья Николаевна. Выявление склонности подростков к девиантному поведению = Identification of the propensity of adolescents to deviant behavior / Ефимова Наталья Николаевна, Калинина Юлия Дмитриевна // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность = Current Trends of Social Communications: History and Contemporaneity : сборник научных статей. – Ижевск, 2023. – С. 50-54 : табл. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 54 (3 названия).

    Раскрывается проблема развития девиантного поведения среди подростков, представлены результаты исследования на базе средней школы № 46 города Ижевска, проведенного с целью выявления склонности подростков к девиантному поведению.

  28. Жданова, А. А. Тревожность как проблема подрастающего поколения / А. А. Жданова, М. А. Захарищева // Сборник научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы отечественной теории и практики социального воспитания подрастающего поколения" : сборник статей. – Глазов, 2024. – С. 125-127. – Аннотация на русском и английском языках. – Библиография: с. 127-128 (7 названий).

    Рассматриваются понятия тревожность, экзаменационный стресс, их влияние на психологическое состояние выпускников школ, способы и методы их коррекции.

  29. Журавлева, Полина Андреевна. Психологическая игра как средство развития умения младших школьников распознавать эмоциональные состояния / Журавлева Полина Андреевна, Новгородова Юлия Олеговна // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 139-147 : табл. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 146-147 (2 названия).
  30. Забелина, Екатерина Вячеславовна. Инвалидность и субъективное благополучие пенсионеров: когнитивные медиаторы связи / Е. В. Забелина, Ю. В. Честюнина, С. А. Курносова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2023. – Т. 33, вып. 4. – С. 364-372 : рис. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 370-371 (27 названий).

    Представлен вклад когнитивных образований (субъективного возраста, временного фокуса и базисных убеждений) в формирование связи инвалидности и субъективного благополучия пенсионеров.

  31. Заитова, Анастасия Владимировна. Связь гендерных норм с ориентацией на социальное доминирование (на примере студентов вуза) = The relationship of gender norms with social dominance orientation (as an example of university students) / Заитова Анастасия Владимировна ; научный руководитель Леонов Илья Николаевич // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 329-338. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 338 (4 названия).

    Представлены результаты эмпирического исследования связи гендерных норм с ориентацией на социальное доминирование у студентов.

  32. Закирова, Гульнара Миняхановна. Личностные границы и характеристики активности студентов в связи с психологической суверенностью = Personal boundaries and characteristics of students' activity in connection with psychological sovereignty / Закирова Гульнара Миняхановна // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 339-346. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 346 (9 названий).

    Представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления психологических границ и активности у студентов с разной суверенностью в реальном и виртуальном пространстве.

  33. Закирова, Гульнара Миняхановна. Психологические границы и коммуникативная активность студентов в виртуальном общении = Psychological limitations and communicative activity of students in virtual communication / Закирова Гульнара Миняхановна // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность = Current Trends of Social Communications: History and Contemporaneity : сборник научных статей. – Ижевск, 2023. – С. 312-325. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 323-325 (22 названия).

    Представлены результаты исследования активности в общении и психологических границ студентов Удмуртского государственного университета в виртуальном общении.

  34. Закирова, Гульнара Миняхановна. Суверенность психологического пространства как предиктор активности юношей и девушек в общении / Г. М. Закирова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2024. – Т. 34, вып. 1. – С. 47-55 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 54-55 (28 названий).

    Рассматривается суверенность психологического пространства как предиктора коммуникативной активности студентов разного пола. Исследование проведено на базе Удмуртского государственного университета.

  35. Закирова, Гульнара Миняхановна. Суверенность социальных связей и коммуникативная активность субъектов, вовлеченных в информационно-коммуникационные технологии / Закирова Гульнара Миняхановна // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 147-156. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 155-156 (12 названий).

    Проанализированы исследования суверенности социальных связей и коммуникативной активности в рамках субъектного и субъектно-средового подхода. Описаны особенности виртуального и непосредственного общения субъектов в связи с их личностными границами.

  36. Камалетдинов, Денис Святославович. Толерантности к неопределенности и коммуникативная сфера личности = Tolerance to uncertainty and the communication sphere of the personality / Камалетдинов Денис Святославович // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность = Current Trends of Social Communications: History and Contemporaneity : сборник научных статей. – Ижевск, 2023. – С. 420-427 : табл. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 426-427 (6 названий).

    Представлен обзор психологических исследований, посвященных проблеме толерантности к неопределенности в аспекте коммуникации человека.

  37. Каракулова, Ольга Юрьевна. Интегративная модель целостного педагогического познания индивидуальности школьника / О. Ю. Каракулова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2024. – Т. 34, вып. 3. – С. 268-284 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 283-284 (27 названий).

    Рассматривается педагогические познания интегральной индивидуальности школьника как объекта познания и субъекта деятельности.

  38. Кожевникова, Оксана Вячеславовна. Психологические предикторы статусов профессиональной идентичности в подростковом возрасте / Кожевникова Оксана Вячеславовна, Кузнецова Алена Андреевна // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 164-172 : табл. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 172 (4 названия).

    Представлены результаты исследования, проведенного среди школьников 10-х классов с целью изучения психологических предикторов статуса моратория и сформированной профессиональной идентичности.

  39. Комарова, Александра Владимировна. Отношение к будущему и темпоральная направленность педагогов разных возрастных групп / А. В. Комарова, В. Л. Ситников, Т. В. Слотина // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2024. – Т. 34, вып. 3. – С. 258-267 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 265-266 (26 названий).

    Рассматривается отношение к будущему российских педагогов разных возрастов и их темпоральной направленности.

  40. Кононова, Олеся Константиновна. Метод замещающего онтогенеза как средство развития внимания старших дошкольников, проводящих длительное время за цифровыми устройствами / Кононова Олеся Константиновна, Новгородова Юлия Олеговна // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 173-182 : табл. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 182 (8 названий).

    Представлены результаты исследования уровня развития внимания детей старшего дошкольного возраста детского сада № 289 города Ижевска.

  41. Коржова, Елена Юрьевна. Роль самообразования в становлении личности (на примере жизненного пути и творчества Ф. М. Достоевского) / Е. В. Коржова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2023. – Т. 33, вып. 4. – С. 382-389. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 387-388 (42 названия).

    Рассматривается значимость самообразования в становлении личности на примере жизни и творчества Ф.М. Достоевского с помощью биографического метода.

  42. Коробейников, Данил Алексеевич. Психоаналитическая терапия психогенного переедания у молодежи / Коробейников Данил Алексеевич, Рудина Ксения Аркадьевна // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 183-190. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 189-190 (17 названий).
  43. Кузнецова, Виктория Алексеевна. Психолог – миф или правда? : зачем и кому стоит обращаться к психологу? / Виктория Кузнецова // Удмуртская правда. – 2024. – 23 мая (№ 19). – С. 14 : фот. цв. – (Будьте здоровы!).
  44. Куркова, Полина Михайловна. Психологическое благополучие у студентов-первокурсников в связи с экстраверсией и нейротизмом = Psychological well-being in first-year students in connection with extraversion and neurotism / Куркова Полина Михайловна ; научный руководитель Фефилов Антон Валерьевич // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность = Current Trends of Social Communications: History and Contemporaneity : сборник научных статей. – Ижевск, 2023. – С. 326-334. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 332-334 (15 названий).

    Проанализированы зарубежные и отечественные научные исследования в области оценки роли некоторых личностных качеств психики на уровень тревоги и депрессии при воздействии стрессоров.

  45. Леонов, Илья Николаевич. Сетевая модель связи способов копинга с оценкой трудности первой сессии у студентов / И. Н. Леонов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2024. – Т. 34, вып. 1. – С. 38-46 : табл., рис. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 44-45 (27 названий).

    Рассматривается проблема совладания студентами с первой сессией как разновидностью трудовой жизненной ситуации.

  46. Леонтьев, Дмитрий Юрьевич. Предикторы и модераторы переживаний личностью критических ситуаций / Д. Ю. Леонтьев // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2024. – Т. 34, вып. 2. – С. 146-157 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 155-157 (33 названий).

    Представлен теоретико-методологический анализ проблемы и обоснована теоретическая модель прогностических эффектов предикторов и модераторов переживаний личностью критических ситуаций. Определены предикторов и модераторов переживаний личностью критических ситуаций.

  47. Литвин, Вадим Владимирович. Стили поведения в конфликте в связи с когнитивными иррациональными установками личности / Литвин Вадим Владимирович, Таллибулина Марина Тимергалиевна // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 197-206. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 205-206 (4 названия).
  48. Маханькова, Полина Юрьевна. Категоризация по внешности в межкультурной коммуникации / Маханькова Полина Юрьевна // Стратегии межкультурного взаимодействия в контексте мирового образовательного пространства: опыт и перспективы : материалы IX Международной научно-практической конференции (Ижевск, 28 ноября 2022 г.) / составитель Л. А. Юшкова. – Ижевск, 2022. – С. 267-271. – Библиография: с. 271 (7 названий).
  49. Мищенко, Дмитрий Владимирович. Направленность на приобретение знаний у подростков младшего и старшего подросткового возраста = Focus on acquisition of knowledge in younger and older adolescents / Мищенко Дмитрий Владимирович ; научный руководитель Иванов Денис Васильевич // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 26-32. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 32 (11 названий).
  50. Нездоймина, Алена Николаевна. Изучение ценностных ориентаций современных подростков = The study of the value orientations of modern adolescents / Нездоймина Алена Николаевна ; научный руководитель Черникова Елена Геннадьевна // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 456-463 : табл. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 462-463 (7 названий).
  51. Новгородова, Юлия Олеговна. Особенности когнитивной гибкости младших школьников-билингвов в процессе изучения третьего языка = Peculiarities of cognitive flexibility early school-children bilingual during of studying third language / Новгородова Юлия Олеговна // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 356-364 : табл. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 363-364 (10 названий).
  52. Новгородова, Юлия Олеговна. Разнообразие подходов к изучению когнитивных регуляторных функций билингвов / Новгородова Юлия Олеговна // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 215-226. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 225-226 (14 названий).
  53. Одияк, Евгения Вячеславовна. Формирование чувства взрослости у старших подростков при помощи программы психолого-педагогических игр = Formation of a sense of adulthood in older adolescents with the help of a program of psychological and pedagogical games / Одияк Евгения Вячеславовна ; научный руководитель Иванов Денис Васильевич // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 364-377 : табл., рис. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 376-377 (9 названий).
  54. Осыкина, Анастасия Сергеевна. Динамика проявлений синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского вуза / А. С. Осыкина, Е. Ю. Шкатова, А. Е. Савельева // Труды Ижевской государственной медицинской академии. – Ижевск, 2023. – Т. 61. – С. 39-40. – (Общественное здоровье и здравоохранение). – Библиография: с. 40 (6 названий).

    Представлена динамика проявления синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского вуза в процессе обучения на первом курсе, исследование проводилось на базе Ижевской государственной медицинской академии.

  55. Предикторы сетевой социальной успешности личности / Г. З. Вахитов, П. Н. Устин, Л. М. Попов, Ф. М. Гафаров // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2023. – Т. 33, вып. 4. – С. 344-355 : рис. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 353-354 (24 названий).

    Рассматриваются предикторы сетевой социальной успешности личности на основе нейросетевых алгоритмов анализа особенностей ее виртуального поведения в социальной сети ВКонтакте.

  56. Протопопова, Галина Леонидовна. Анализ ценностно-смысловых ориентаций личности (с применением материалов университетской смены) / Г. Л. Протопопова // Сборник научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы отечественной теории и практики социального воспитания подрастающего поколения" : сборник статей. – Глазов, 2024. – С. 169-172. – Аннотация на русском и английском языках. – Библиография: с. 172 (10 названий).

    Представлены результаты исследования ценностно-смысловых ориентаций подростков, переживших трудную жизненную ситуацию. Сделан вывод, что эти подростки мечтают быть только материально обеспеченными, но не счастливыми.

  57. Прохорова, Татьяна Вячеславовна. Детская агрессия: кто виноват и что делать? / Татьяна Вячеславовна Прохорова // Вордскем кыл = Родное слово. – 2024. – № 4. – С. 51-52. – (Нылпи садын = Дошкольное образование). – Библиография: с. 52 (6 названий). – В содержании: Приемлемые способы выражения гнева и злости.
  58. Прыткина, Яна Андреевна. Академическая адаптированность и мотивация психологически неблагополучных второкурсников / Прыткина Яна Андреевна ; научный руководитель Кожевникова Оксана Вячеславовна // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 226-234 : табл. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 234 (4 названия).
  59. Пустовик, Владимир Андреевич. Взаимосвязь доминирующих стратегий принятия решений с базисными убеждениями личности / Пустовик Владимир Андреевич, Храмцова Людмила Михайловна ; научный руководитель Таллибулина Марина Тимергалиевна // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 235-241. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 241 (10 названий).
  60. Радичко, Игорь Вячеславович. Анализ социально-психологического портрета личности отца в современности = Analysis of the socio-psychological portrait of the father's personality in modern times / Радичко Игорь Вячеславович ; научный руководитель Иванов Денис Васильевич // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 377-387. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 385-387 (18 названий).
  61. Рудина, Ксения Аркадьевна. Временная компетентность в ситуациях неопределенности в общении = Temporary competence under uncertainty in communication / Рудина Ксения Аркадьевна // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 387-399. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 397-399 (20 названий).

    Изложены результаты теоретического исследования, целью которого было определение роли временной компетентности в общении.

  62. Рудина, Ксения Аркадьевна. Временная компетентность субъектов с разным уровнем коммуникативной активности = Temporary competence of subjects with different levels of communicative activity / Рудина Ксения Аркадьевна // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность = Current Trends of Social Communications: History and Contemporaneity : сборник научных статей. – Ижевск, 2023. – С. 344-352 : табл. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 351-352 (7 названий).

    Представлены результаты исследования среди студентов Ижевской государственной медицинской академии, направленного на изучение временной компетентности у субъектов общения с разным уровнем коммуникативной активности.

  63. Рудковская, Татьяна Николаевна. Тревожность как критерий благополучия младших школьников = Anxiety as a criterion of well-being of younger schoolchildren / Рудковская Татьяна Николаевна ; научный руководитель Лобан Николай Александрович // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность = Current Trends of Social Communications: History and Contemporaneity : сборник научных статей. – Ижевск, 2023. – С. 352-360 : рис. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 359-360 (6 названий).
  64. Семенова-Полях, Галина Геннадьевна. Мотивы профессионального самоопределения выздоравливающих аддиктов – консультантов по зависимости / Семенова-Полях Галина Геннадьевна, Михайлова Юлия Евгеньевна // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 242-257. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 256-257 (21 название).
  65. Сидоров, Константин Рудольфович. Методика изучения жизненных целей человека / К. Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2024. – Т. 34, вып. 2. – С. 139-145 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 144-145 (19 названий).

    Рассматриваются те классификации целей, которые могут быть использованы при создании инструментов их детекции. Отмечается недостаток оценочных средств целей и их видов в современной психологии. Предлагается методический прием изучения жизненных целей человека – целей, имеющих большую значимость.

  66. Соловьев, Геннадий Егорович. Программы тренинга по развитию эмоционального интеллекта у подростков в отечественных и зарубежных исследованиях / Соловьев Геннадий Егорович, Соловьева Марина Александровна // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 263-273. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 272-273 (12 названий).
  67. Суворова, Анна Александровна. Направленность коммуникативной активности студентов = Direction of communication activity of students / Суворова Анна Александровна ; научный руководитель Камалетдинов Денис Святославович // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 469-479. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 478-479 (14 названий).

    Представлены результаты исследования, в котором анализируется вопрос направленности коммуникативной активности студентов Удмуртского государственного университета в двух формах ее реализации – непосредственное общение и интернет-общение.

  68. Сунцова, Яна Сергеевна. Карьерные ориентации старшеклассников в связи с их жизненными ценностями = Career orientations of high school students in connection with their life values / Сунцова Яна Сергеевна // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 399-411 : табл. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 410-411 (13 названий).
  69. Тимеева, Елена Александровна. Особенности эмоционального выгорания молодых военнослужащих со стажем службы от 1 года до 3 лет / Тимеева Елена Александровна ; научный руководитель Вьюжанина Светлана Александровна // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 297-303. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 303 (5 названий).
  70. Тихомирова, Галия Имамутдиновна. Актуальные вопросы психотипического развития личности и их роль в профилактической работе с детьми подросткового возраста / Г. И. Тихомирова, А. Ю. Лукин // Формирование здоровья населения и совершенствование медицинской помощи : материалы международной конференции в рамках Недели международного научного и образовательного сотрудничества, посвященной 90-летию ИГМА, 23-27 октября 2023 года, г. Ижевск. – Ижевск, 2024. – С. 115-120. – Аннотация, ключевые слова параллельно на русском и английском языках. – Библиография: с. 119-120 (8 названий).
  71. Третьякова, Мария Александровна. Профессиональные кризисы, их взаимосвязь с кризисом идентичности. Причины возникновения и пути преодоления = Professional crises, their relationship with the identity crisis. Causes and ways of overcoming / Третьякова Мария Александровна // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 411-419. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 419 (4 названий).

    Представлен теоретический обзор подходов к изучению феномена выбора профессии и кризиса профессиональной идентичности, описаны причины возникновения и способы преодоления профессионального кризиса.

  72. Троянская, Анна Игоревна. Психологическое благополучие иностранных студентов медицинского вуза / А. И. Троянская, Ш. Саксена // Труды Ижевской государственной медицинской академии. – Ижевск, 2023. – Т. 61. – С. 182-184 : табл. – (Гуманитарные и естественные науки). – Библиография: с. 184 (5 названий).

    Рассматриваются составляющие психологического благополучия иностранных студентов Ижевской государственной медицинской академии, выделены возможные области риска и ресурсные области.

  73. Уровень личностной зрелости студентов 1 курса медицинского вуза / О. В. Лисовский, Д. О. Иванов, К. Е. Моисеева [и др.] // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. – 2024. – № 1. – С. 37-41 : табл., рис. – (Общественное здоровье и организация здравоохранения). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 40-41 (15 названий).

    Рассматривается показатели уровня личностной зрелости у студентов, поступивших в медицинский университет в 2022 и 2023 годах.

  74. Федоренко, Марина Владимировна. Взаимосвязь эмоционального интеллекта, эмпатии и типов мышления у одаренных студентов / Федоренко Марина Владимировна, Четырчинский Михаил Дмитриевич, Шакирова Гульшат Фиразовна // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 304-312. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 312 (8 названий).
  75. Фуреев, Алексей Иванович. Цифровая социализация и академическая успеваемость обучающихся = Digital socialization and academic performance of students / Фуреев Алексей Иванович ; научный руководитель Сулейманов Рамиль Фаилович // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 44-49. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 48-49 (5 названий).
  76. Хотинец, Вера Юрьевна. Аксиологические основания детско-родительских отношений в этнических семьях поликультурного социума / В. Ю. Хотинец, О. С. Самбикина // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2023. – Т. 33, вып. 4. – С. 356-363 : табл., рис. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 362-363 (25 названий).

    Рассматривается аксиологические основания взаимоотношений подростков и родителей в азербайджанских и русских семьях Пермского края.

  77. Чжан, Юйхань. Жизненные ценности китайских студентов = Life values of chinese students / Чжан Юйхань ; научный руководитель Коржова Елена Юрьевна // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 419-425. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 425 (8 названий).
  78. Шашова, Светлана Валерьевна. Особенности самооценки и ее связь с профессиональным самоопределением в юношеском возрасте = Features of self-assessment and its relationship with professional self-determination in adolescent age / Шашова Светлана Валерьевна // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 426-433. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 432-433 (15 названий).
  79. Шемякина, Александра Николаевна. Динамика переживаний критической ситуации в период средней взрослости = Patterns of dynamics of experiencing critical situations during middle adulthood / Шемякина Александра Николаевна // Актуальные проблемы развития молодёжной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : сборник научных статей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-19 мая 2023 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2023. – С. 434-440. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 439-440 (8 названий).
  80. Шрейбер, Татьяна Викторовна. Диалогический подход в активизации ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников : (на примере занятий библиотерапией) / Шрейбер Татьяна Викторовна // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики и социальной работы = Actual problems of development of the state youth policy and social work : [материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-20 мая 2022 г., г. Ижевск] : сборник научных статей. – Ижевск, 2022. – С. 313-329 : табл. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 328-329 (13 названий).

    Описаны результаты эксперимента с использованием элементов библиотерапии, направленного на повышение степени осмысленности жизни старшеклассников и развитие смысложизненных ориентаций и ответственности за собственную жизнь.

  81. См. также 2134, 2178, 2798, 2821, 2896, 3573, 3578