Удмуртия в печати России и зарубежных стран

0 Огъя люкет

Общий отдел

00 Тодосъя но лулчеберетъя огъя ужпумъёс

Общие вопросы науки и культуры

004 Информаци технологиос. Вычислительной техника

Информационные технологии. Вычислительная техника

  1. Марданшин, Айдар Рафаэлевич. Проблемы проектирования сетевых мультимедийно-информационных ресурсов : (на примере национальных ресурсов) / А. Р. Марданшин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2020. – № 1. – С. 86-98 : табл. – (Информационные технологии в сфере науки и культуры). – Примечания: с. 97-98. – Библиография в сносках. – Библиография в примечаниях.

    Рассматриваются проблемы проектирования сетевых мультимедийно-информационных ресурсов (СМИР) на примере интернет-ресурсов ряда субъектов Российской Федерации: Бурятии, Удмуртии, Башкортостана и Татарстана.

  2. См. также 85, 90, 101

02 Библиотечной уж. Библиотековедение

Библиотечное дело. Библиотековедение

  1. Апышева, Наталья Владимировна. Библиотека как центр по развитию смыслового чтения / Н. В. Апышева // Школьная библиотека. – 2020. – № 1. – С. 31-35 : фот., табл. – (Педагогика чтения).

    О том, как сформировать читательские умения поделилась своим опытом библиотекарь МБОУ "Шевыряловская ООШ" Сарапульского района Н. В. Апышева.

  2. Глазырина, Л. Л. Литературная гостиная как способ развития читательских умений учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л. Л. Глазырина // Школьная библиотека. – 2020. – № 3. – С. 25-29 : 5 фот. – (В объективе – регион: Удмуртская Республика). – Библиография в конце статей.

    Заведующая библиотекой школы-интерната № 13 для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи г. Ижевска высказывает предложения по формированию читательских навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

  3. Еговкина, Надежда Васильевна. Когнитивное развитие школьников – одно из направлений педагогической деятельности школьной библиотеки / Н. В. Еговкина // Школьная библиотека. – 2020. – № 2. – С. 4-12 : фот., табл. – (Консультирует методист).

    В 2016 г. в Сарапульском районе Республики Удмуртия была создана пилотная площадка "Школьная библиотека – центр когнитивного развития" для того, чтобы понять как деятельность школьной библиотеки влияет на развитие познавательных навыков учащихся и нужно ли при этом преобразовывать школьную библиотеку в школьный информационно-библиотечный центр.

  4. Еговкина, Н. В. Методическое сопровождение работы школьных библиотек – важный фактор их инновационного развития / Н. В. Еговкина // Школьная библиотека. – 2020. – № 4. – С. 4-10 : 1 фот., 8 табл. – (Консультирует методист).

    Старший методист МАУ "МЦРО Сарапульского района" дает рекомендации по методическому сопровождению образовательного процесса школьными библиотеками.

  5. Егорова, Елена Валерьевна. Деятельность Республиканской библиотеки им. А. С. Пушкина Удмуртской АССР (ныне Национальная библиотека УР) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. / Е. В. Егорова // Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2 частях. – Пенза, 2020. – С. 99-103.

    В статье раскрываются некоторые результаты библиотечного исследования «История библиотек Удмуртской Республики»; акцент сделан на изучении деятельности Национальной библиотеки Удмуртской Республики в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Особое внимание уделяется формам и методам работы, обслуживанию госпиталей, фондам библиотеки.

  6. Ежова, Надежда Эдуардовна. Опыт формирования информационной культуры как важной составляющей "мягких" компетенций (soft skills) / Н. Э. Ежова // Моргенштерновские чтения – 2020. Информационно-библиографическая деятельность библиотек: тенденции, современные проекты и инициативы : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Челябинск, 27-28 октября, 2020 г.). – Челябинск, 2020. – С. 218-222.

    Представлена программа Школы информационной грамотности «Инфо skills», разработанная Национальной библиотекой Удмуртской Республики.

  7. Козлова, Валентина Аркадьевна. Роль ретроспективных библиографических указателей в информационном обеспечении исторической науки: опыт создания указателя "Удмуртская книга" / В. А. Козлова, Н. В. Бурцева // Роль библиографии в информационном обеспечении исторической науки. – Москва, 2018. – С. 242-249. – Библиография: с. 248-249 (16 названий).
  8. Колесникова, Ольга. Практика взаимодействия с образовательными учреждениями / Ольга Колесникова // Независимый библиотечный адвокат. – 2020. – № 4. – С. 39-46. – (Директору по инновациям).

    Главный библиограф отдела информационно-библиографического обслуживания Национальной библиотеки Удмуртской Республики описывает опыт партнерских отношений библиотек с образовательными учреждениями – детскими садами, школами.

  9. Коновалова, Лариса. Пенсионер – это статус, а не приговор : встречи для общения и просвещения / Лариса Коновалова // Библиополе. – 2019. – № 9. – С. 69-72 : фот. – (Социальная адаптация. Секреты долголетия).

    Освещена работа Сарапульской ЦБС и Центральной городской библиотеки им. Н. К. Крупской, направленная на социальную адаптацию людей пожилого возраста.

  10. Лаврова, И. А. Проект "Сундучок любимых книг": создание электронных читательских дневников с использованием интернет-ресурсов / И. А. Лаврова // Школьная библиотека. – 2020. – № 3. – С. 40-41 : 2 фот., 1 табл. – (В объективе – регион: Удмуртская Республика).

    Педагог-библиотекарь Якшур-Бодьинской гимназии рассказывает о проекте "Сундучок любимых книг", который поможет учащимся ориентироваться в потоке художественной литературы, найти свою любимую книгу и путешествовать вместе с литературными героями.

  11. Маргасова, Наталья Владимировна. Самодельные специальные книжки: развиваемся сами – развиваем других / Н. В. Маргасова // Школьная библиотека. – 2020. – № 1. – С. 28-30 : фот. – (Педагогика чтения).

    В школьной библиотеке МКОУ "Соколовской школы-интерната" учащиеся создают книги для детей с особыми образовательными потребностями.

  12. Мельник, Лариса. Во всем нужна "живинка" : выступая посредником между читателем и писателем / Лариса Мельник, Дарья Лебедева // Библиополе. – 2019. – № 9. – С. 8-11 : фот. – (Вектор развития. Брендирование).

    Рассмотрена работа Воткинской центральной городской детской библиотеки имени Е. А. Пермяка (Удмуртская Республика) по увековечению памяти писателя-земляка, чье имя она носит, и продвижению его творческого наследия.

  13. Мерзлякова, Л. А. Проектная деятельность в работе современной школьной библиотеки / Л. А. Мерзлякова // Школьная библиотека. – 2020. – № 3. – С. 21-24 : 1 фот., 3 табл. – (В объективе – регион: Удмуртская Республика).

    О сетевом проекте "Читаем, размышляем, творим! ", организованном Юринской библиотекой Сарапульского района Удмуртской Республики.

  14. Мещерякова, В. В. Итоги V Всероссийского конкурса "Библиотекарь-2017" / В. В. Мещерякова // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2017. – № 80. – С. 219-224. – (Мероприятия, конкурсы РБА и с участием РБА).

    В содержании: Краткие биографические справки победителей.

    Среди победителей Всероссийского конкурса "Библиотекарь 2017 года" в дополнительной номинации "Молодой библиотекарь года" Анна Эрнестовна Кастильо Мехиа, главный библиотекарь библиотеки-филиала им. И. А. Наговицына города Ижевска.

  15. Митрошина, Наталья. Неприглядный дворик – это не про нас : чем завершилось дерби по благоустройству / Наталья Митрошина // Библиополе. – 2019. – № 5. – С. 46-48 : фот. – (Комфорт начинается с дизайна. Обустройство территории).

    Рассказывается о прошедшем в 2017 году среди библиотек Завьяловской ЦБС конкурсе проектов по благоустройству территорий "Библиотечный дворик". Отмечается, что преобразование пространства вокруг библиотечных зданий позволило организовать дополнительные зоны обслуживания – летние читальные залы.

  16. Ожгихина, Ольга Викторовна. Мы можем решить проблему детей-инвалидов. ВМЕСТЕ! / Ожгихина Ольга Викторовна // Библиотечное дело. – 2018. – № 19. – С. 43 : фот. – (Социальное партнерство).

    О социальном инклюзивном проекте "Вместе" районной библиотеки с. Сигаево, что в Удмуртии. Цель проекта: социализация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей с элементами сенсорной и библиотечной терапии.

  17. Павлова, Ирина Федоровна. Краеведческие информационные ресурсы библиотек Игринского района Удмуртской Республики / И. Ф. Павлова // Румянцевские чтения – 2020 : материалы Международной научно-практической конференции (21-24 апреля 2020). – Москва, 2020. – Ч. 2. – С. 129-133.

    Дан анализ различным видам краеведческих информационных ресурсов, созданных библиотеками Игринского района Удмуртской Республики. Особое внимание уделено библиографическому путеводителю «Храмы Игринского района», ресурсу «Уникальные природные объекты Игринского района», «Литературная карта Игринского района».

  18. Павлова, Ирина Федоровна. Социальная сеть ВКонтакте как средство формирования имиджа библиотек Централизованной библиотечной системы г. Ижевска Удмуртской Республики / И. Ф. Павлова // Румянцевские чтения – 2020 : материалы Международной научно-практической конференции (21-24 апреля 2020). – Москва, 2020. – Ч. 2. – С. 134-139.

    Анализ опыта формирования имиджа посредством групп социальной сети ВКонтакте библиотек Централизованной библиотечной системы г. Ижевска Удмуртской Республики.

  19. Поздеева, Светлана Николаевна. Проект "Шесть шагов к семейному чтению": организация эффективного взаимодействия родителей, школьников и педагогов / С. Н. Поздеева, Е. В. Ворончихина // Школьная библиотека. – 2020. – № 3. – С. 30-39 : фот. – (В объективе – регион: Удмуртская Республика). – Библиография в сносках.
  20. Романова, Г. В. Ментальные карты как эффективный метод работы с информацией / Г. В. Романова // Школьная библиотека. – 2020. – № 3. – С. 42-46 : 10 фот. – (В объективе – регион: Удмуртская Республика).

    Заведующая библиотекой школы № 50 г. Ижевска делится размышлениями о том, как помочь школьникам лучше усваивать информацию с помощью ментальных карт.

  21. Рыкова, Анна. Здесь поэзии открыты горизонты : увиденное и прочувствованное – в творчестве земляков / Анна Рыкова // Библиополе. – 2019. – № 11. – С. 58-61 : фот. – (Досуг. Культура. Книга. Литературные объединения).

    Освещена работа клуба любителей поэзии "Инвис" Можгинской центральной городской библиотеки имени Н. С. Байтерякова.

  22. Рыкова, Анна. "Песни и жизнь неразлучны давно" : грани творчества Николая Байтерякова / Анна Рыкова // Библиополе. – 2019. – № 7. – С. 36-38 : фот. – (Музей реальный и виртуальный. Мы этим именем гордимся!).

    Обзор деятельности по продвижению творчества народного поэта Удмуртии Н. С. Байтерякова, осуществляемой в рамках работы музейной комнаты Можгинской центральной городской библиотеки, носящей его имя.

  23. Соловьева, Т. В. Рабочая программа "Вдумчивое чтение" / Т. В. Соловьева // Школьная библиотека. – 2020. – № 3. – С. 47-58 : 5 фот., 2 табл. – (В объективе – регион: Удмуртская Республика). – Библиография в конце статей.

    Сотрудники библиотеки МБОУ "СОШ № 70" г. Ижевска разработали учебную программу "Вдумчивое чтение" для помощи учащимся в усвоении прочитанных литературных произведений.

  24. Ярославцева, Наталья. Их судьбы сплелись воедино : духовное завещание потомкам от просветителя и педагога / Наталья Ярославцева // Библиополе. – 2019. – № 7. – С. 50-55 : фот. – (Наследие Павленкова. История в лицах и документах).

    Приводятся биографические сведения о русском книгоиздателе, просветителе Ф. Ф. Павленкове и краеведе, педагоге, писателе Н. Н. Блинове, а также информация об их совместной просветительской деятельности в Вятской губернии. Перечисляются книги, выпущенные издательством Ф. Ф. Павленкова, и издания произведений обоих просветителей, находящиеся в фонде Кировской областной универсальной научной библиотеки им. А. И. Герцена, в Вятской электронной библиотеке и Национальной электронной библиотеке Удмуртской Республики.

  25. См. также 160

06 Пӧртэм типъем огазеяськонъёс. Ассоциациос. Конгрессъёс. Адӟытонъёс. Музейёс

Организации и прочие типы объединений. Ассоциации. Конгрессы. Выставки. Музеи

061 Пӧртэм типъем огазеяськонъёс. Ассоциациос. Конгрессъёс. Адӟытонъёс. Фирмаос. Тодос ужюртъёс

Организации и прочие типы объединений. Ассоциации. Конгрессы. Выставки. Фирмы. Научные учреждения

  1. Обухова, Регина. Вернуть из неизвестности / Р. Обухова // Национальная оборона. – 2020. – № 4. – С. 82-84 : фот. – (История). – Примечание в сносках.

    Рассказывается о поисковых экспедициях по местам боевых действий времен Великой Отечественной войны.

069 Музейёс

Музеи

  1. Дин, И. В России / Ирина Дин, Марина Абрамова, Дарья Сабинина // Мир музея. – 2019. – № 10. – С. 6-7 : фот., репр. – (Жизнь музеев. Сообщения. Хроника).

    Краткие сведения о событиях и выставках в российских музеях.

070 Газетъёс, пресса. Журналистика

Газеты, пресса. Журналистика

  1. Васильева, Надежда Едигарьевна. За что люди больше всего любят свою местную газету / Н. Васильева // Журналистика и медиарынок. – 2020. – № 1. – С. 22-25 : фот.

    О публикациях, проектах и рубриках газеты "Знамя Октября" Юкаменского района.

  2. Кайсина, Елена Леонидовна. Какие номера выигрывают / Е. Кайсина // Журналистика и медиарынок. – 2020. – № 1. – С. 52-54 : фот.

    Рассматривается оформление и подача материала в газете "Вперед" Балезинского района.

  3. Калинина, Наталья Геннадьевна. Господа, жизнь за МКАДом есть! / Н. Калинина // Журналистика и медиарынок. – 2019. – № 8. – С. 53 : фот.

    Представлена информация о героях публикаций газеты "Рассвет" Якшур-Бодьинского района.

  4. Корольский, П. В. Проблемы повышения квалификации журналистов электронных СМИ на современном этапе / П. В. Корольский // Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия : материалы международной научно-практической конференции, Москва, 6-8 февраля 2020 г. – Москва, 2020. – С. 34-36. – (Перспективные подходы к обучению журналистов).

    Автор обращает внимание на две ключевые проблемы в деле переподготовки журналистских кадров электронных массмедиа.

  5. Мы – "Авангард"! // Журналистика и медиарынок. – 2020. – № 2. – С. 77 : фот.

    Спортивная жизнь коллектива газеты "Авангард" Вавожского района.

  6. Старкова, Галина Ивановна. Медиатехнология развития патриотических чувств у молодежи предвоенной Удмуртии / Г. И. Старкова // Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия : материалы международной научно-практической конференции, Москва, 6-8 февраля 2020 г. – Москва, 2020. – С. 405-407. – (Советская пресса в условиях Великой Отечественной войны).

    Рассматривается отражение в молодежной прессе предвоенного времени информации, способствующей развитию патриотических чувств у подрастающего поколения.

  7. Старкова, Галина Ивановна. Пресса для удмуртской молодёжи в медиапространстве России / Старкова Г. И. // Медиатолерантность – 2019 : материалы научно-практической конференции. – Казань, 2020. – С. 42-46. – (Отражение политической, национальной и межконфессиональной проблематики на страницах средств массовой информации). – Библиография: с. 45-46 (4 названия).

    Представлены современные газеты и журналы для удмуртской детско-юношеской и молодежной аудитории, выпускаемые при поддержке государства.

  8. См. также 231