Летопись статей

1 Философские науки. Психология

1/14 Философия

  1. Миннияхметова, Татьяна Гильнияхметовна. Тубато-тубато шудэ : [беседа с д-ром филос. наук, этнографом о жизн. пути, о науч. интересах, жизн. философии] / Т. Г. Миннияхметова ; записала Е. Миннигараева // Удмурт дунне. – 2011. – 25 февр. – С. 6, 11 : фот.
  2. Бутолин, Сергей Григорьевич. Иррационально ли поведение человека? / С. Г. Бутолин // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 2. – С. 142-143.
  3. Бушмакина, Ольга Николаевна. Бытие права на пределе / О. Н. Бушмакина // Наука Удмуртии. – 2011. – № 6. – С. 64-71.
  4. Бушмакина, Ольга Николаевна. "Место"-положение Das Ding в структуре психоаналитической реальности / О. Н. Бушмакина // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 1. – С. 19-22. – Библиогр.: с. 22 (8 назв.).
  5. Васильев Б. В. Философско-правовое наследие русского неолиберализма в контексте российской модернизации / Б. В. Васильев // Наука Удмуртии. – 2011. – № 6. – С. 85-90. – Библиогр.: с. 90 (3 назв.).
  6. Всероссийская конференция "Философия права в российских регионах: состояние и перспективы" : [вступит. речи] // Наука Удмуртии. – 2011. – № 6. – С. 51-58 : фот.

    Содерж.: Приветственное слово директора Удмуртского филиала Института философии и права УрО РАН / М. И. Шишкин. Обращение Президента Ассоциации философии права Санкт-Петербурга, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Кузнецова Эдуарда Вениаминовича к представителям власти, бизнеса, науки, культуры и религии / Э. В. Кузнецов.

  7. Гуляев, Андрей Анатольевич. Современное понимание духовности / А. А. Гуляев, Т. Е. Щенина // Традиционные и инновационные технологии воспитания в образовательном процессе : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (14 апр. 2011 г., Глазов). – Глазов, 2011. – Ч. 1. – С. 178-180.
  8. Емельянов, Александр Владимирович. Ленин versus Беркли: сущность противостояния / А. В. Емельянов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 1. – С. 114-118. – Библиогр.: с. 117 (6 назв.).

    Исследуются механизмы проникновения философских идей в социальные практики на примере сопоставления позиций Ленина и Беркли.

  9. Латыпов, Ильдар Абдулхаевич. Социально-философские аспекты модернизации России / И. А. Латыпов // Наука Удмуртии. – 2010. – № 1. – С. 91-96. – Библиогр.: с. 96 (6 назв.).
  10. Маленко, Сергей Анатольевич. Архетипические принципы образования пространства коллективных, бессознательных представлений / С. А. Маленко // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 2. – С. 15-20. – Библиогр.: с. 20 (7 назв.).

    Дан анализ властных сценариев геометризации бессознательных представлений индивидов.

  11. Пономарев, Алексей Михайлович. Проблематика "Финно-угорский мир и процессы глобализации" в исследованиях Удмуртского филиала Института философии и права УрО РАН в 2009–2011 гг. / А. М. Пономарёв // Наука Удмуртии. – 2011. – № 6. – С. 29-44. – Библиогр.: с. 44 (8 назв.).

    В частности, рассмотрены проблема социального геноцида в связи с деятельностью регионального клана, возглавляющего Удмуртию и структурированного вокруг должностей Президента и премьер-министра УР, проблема этнических интересов в политике Удмуртии; об исследовании "Деревня: прошлое, настоящее, будущее".

  12. Посконина, Ольга Васильевна. О взаимосвязи и взаимодействии юридического знания и философии права в контекте соотношения философии и науки / О. В. Посконина // Наука Удмуртии. – 2011. – № 6. – С. 59-63. – (Всероссийская конференция "Философия права в российских регионах: состояние и перспективы"). – Библиогр.: с. 63 (6 назв.).
  13. Рогозина, Эльвира Расилевна. Мифологизация сообщества на пределе потребления / Э. Р. Рогозина // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 1. – С. 23-26. – Библиогр.: с. 25 (4 назв.).
  14. Родионов, Борис Анатольевич. Понимание И. В. Сталиным марксистской философии / Б. А. Родионов // Наука Удмуртии. – 2010. – № 2. – С. 110-114.
  15. Родионов, Борис Анатольевич. Теоретическое наследие В. И. Ленина в области философии / Б. А. Родионов // Наука Удмуртии. – 2010. – № 8. – С. 55-56.
  16. Семенов, Юрий Валерианович. О проблеме историзма в ленинском наследии / Ю. В. Семенов // Наука Удмуртии. – 2010. – № 8. – С. 57-67. – Библиогр.: с. 67 (28 назв.).
  17. Скобелкин, Рудольф Викторович. В. И. Ленин: человек, мыслитель, политик / Р. В. Скобелкин, А. С. Широбоков // Наука Удмуртии. – 2010. – № 8. – С. 68-81. – Библиогр.: с. 81 (6 назв.).
  18. Старцева, Людмила Александровна. Нетерпимость В. И. Ленина к демагогам и современные реалии / Л. А. Старцева, О. А. Логунова // Наука Удмуртии. – 2010. – № 8. – С. 82-90. – Библиогр.: с. 90 (13 назв.).
  19. См. также 651, 4495

159.9 Психология

  1. Адамова, Ирина Витальевна. Работа воспитателей и родителей по преодолению страхов у детей / И. В. Адамова // Практическая психология в образовательной и производственной профессиональной среде: единство и многообразие подходов и методов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Глазов, 2011. – С. 86-89. – Библиогр.: с. 89 (7 назв.).
  2. Александрова Т. Ю. Репрезентативность религиозной символики в сознании личности / Т. Ю. Александрова ; науч. рук. Н. П. Башкова // Современные аспекты медицины и биологии : материалы XI межвуз. науч. конф. молодых ученых и студентов, 25-28 апр. 2011 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2011. – С. 253-254.
  3. Богданова, Ирина. Найди свой путь : [беседа с ведуньей, участницей 6 и 7 сезонов "Битвы экстрасенсов"] / И. Богданова ; записала Е. Городилова // Ваши семь вечеров. – 2011. – № 5. – С. 6-7 : фот. цв.
  4. Боева, Анна. Психологические комплексы девушек 13-17 лет / Анна Боева, Светлана Чаузова; науч. рук. И. В. Ахметгареева; науч. консультант А. С. Борисов; рец. Т. С. Сарычева // Наука Удмуртии. – 2010. – № 2. – С. 130-158 : диагр., табл. – (Труды молодых исследователей). – Библиогр.: с. 147-148 (14 назв.).

    На примере ижевской средней школы № 76.

  5. Боровиков, Дмитрий Александрович. Эффективность как социально-психологическая категория: онтологический подход / Д. А. Боровиков // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 2. – С. 69-76. – Библиогр.: с. 75-76 (14 назв.).

    Рассматривается анализ подходов к категории "эффективность" в психологической науке.

  6. Бязикян, Станислава Александровна. Архетипы К. Г. Юнга как экзистенциальные истоки становления и развития сознания / С. А. Бязикян // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 2. – С. 21-24. – Библиогр.: с. 23 (4 назв.).
  7. Васильева Ф. М. Изучение межличностных отношений детей из полных и неполных семей / Ф. М. Васильева ; науч. рук. О. Д. Михайлова // Современные аспекты медицины и биологии : материалы XI межвуз. науч. конф. молодых ученых и студентов, 25-28 апр. 2011 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2011. – С. 159.

    Об исследовании социальной приспособленности и взаимоотношения с окружающими детей в возрасте 11 лет из полных и неполных семей.

  8. Вихман, Александр Александрович. Особенности индивидуальности с учетом разных уровней информационно-манипулятивной активности ( на примере юношеского возраста) / А. А. Вихман, М. Р. Щукин // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 2. – С. 88-98 : табл. – Библиогр.: с. 97 (6 назв.).

    Представлены результаты эмпирического исследования особенностей индивидуальности респондентов с разным уровнем информационно-манипулятивной активности (лживости).

  9. Ворожцова, Ирина Борисовна. Как ребенок обживает языки? / И. Б. Ворожцова // Вордскем кыл = Родное слово. – 2011. – № 10. – С. 15-19.

    О языковом развитии ребенка в одноязычной и многоязычной семье.

  10. Губина, Светлана Тельмановна. Адаптация как процесс взаимодействия личности и социальной среды: характеристики проявления дезадаптированности у студентов-первокурсников / С. Т. Губина // Традиционные и инновационные технологии воспитания в образовательном процессе : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (14 апр. 2011 г., Глазов). – Глазов, 2011. – Ч. 1. – С. 226-229.
  11. Губина, Светлана Тельмановна. Использование музыки в практике психологического консультирования семьи / С. Т. Губина // Проблемы школьного и дошкольного образования : материалы II регион. науч.-практ. семинара "Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждений". – Глазов, 2011. – С. 236-237. – Библиогр.: с. 237 (4 назв.).
  12. Губина, Светлана Тельмановна. Мотивация потребления: побудительная сила вещей (связь с намерениями и интересами субъекта) / С. Т. Губина // Практическая психология в образовательной и производственной профессиональной среде: единство и многообразие подходов и методов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Глазов, 2011. – С. 278-283. – Библиогр.: с. 283 (7 назв.).
  13. Евсеева В. В. Основные проявления и факторы школьной дезадаптации / В. В. Евсеева // Педагогический родник. – 2011. – № 2. – С. 12-15.
  14. Зорин, Сергей Степанович. Многоуровневая взаимная адаптация человека и машины / С. С. Зорин // Практическая психология в образовательной и производственной профессиональной среде: единство и многообразие подходов и методов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Глазов, 2011. – С. 51-54.
  15. Иночкин, Максим Сергеевич. Дифференциация контекстов взаимодействия как средство профилактики коммуникативной неэффективности / М. С. Иночкин // Практическая психология в образовательной и производственной профессиональной среде: единство и многообразие подходов и методов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Глазов, 2011. – С. 34-35. – Библиогр.: с. 35 (3 назв.).
  16. Иночкин М. С. Проблема адаптации студентов младших курсов / М. С. Иночкин // Традиционные и инновационные технологии воспитания в образовательном процессе : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (14 апр. 2011 г., Глазов). – Глазов, 2011. – Ч. 1. – С. 244-248.
  17. Касаткина, Людмила Александровна. Коррекция психологического климата в семье с помощью занятий арт-терапии (на примере исследований школьников среднего звена) / Л. А. Касаткина // Практическая психология в образовательной и производственной профессиональной среде: единство и многообразие подходов и методов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Глазов, 2011. – С. 143-145. – Библиогр.: с. 144-145 (5 назв.).
  18. Корепанова, Татьяна Александровна. Из опыта работы по формированию уверенного поведения у подростков / Т. А. Корепанова // Практическая психология в образовательной и производственной профессиональной среде: единство и многообразие подходов и методов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Глазов, 2011. – С. 165-166. – Библиогр.: с. 166 (2 назв.).

    В статье рассматриваются фрагменты занятий, направленных на формирование уверенного поведения у подростков.

  19. Кустова И. Изучение особенностей коммуникативных навыков и культуры у детей / И. Кустова ; науч. рук. И. В. Реверчук // Современные аспекты медицины и биологии : материалы XI межвуз. науч. конф. молодых ученых и студентов, 25-28 апр. 2011 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2011. – С. 206.
  20. Леонов, Николай Ильич. Институциализация конфликтологии в научно-образовательном пространстве / Н. И. Леонов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 1. – С. 110-113. – Библиогр.: с. 112 (4 назв.).

    Рассматривается история становления и развития конфликтологии в Удмуртии.

  21. Лукьянова, Татьяна Дмитриевна. Спецкурс "Этническая психология" в воспитательной работе со студентами / Т. Д. Лукьянова // Традиционные и инновационные технологии воспитания в образовательном процессе : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (14 апр. 2011 г., Глазов). – Глазов, 2011. – Ч. 1. – С. 127-128.
  22. Львов, Денис Евгеньевич. Характеристика профессиональной деятельности управленца как субъекта межличностного влияния / Д. Е. Львов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 1. – С. 87-90. – Библиогр.: с. 87 (5 назв.).
  23. Люкин, Валерий Вячеславович. Общество и практическая психология / В. В. Люкин // Практическая психология в образовательной и производственной профессиональной среде: единство и многообразие подходов и методов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Глазов, 2011. – С. 3-7. – Библиогр.: с. 7 (3 назв.).
  24. Махмутова, Роза Кашифовна. Переживания женщин, ожидающих появления ребенка, в зависимости от особенностей их мотивационной сферы / Р. К. Махмутова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 2. – С. 77-87 : табл. – Библиогр.: с.87 (9 назв.).

    Рассматривается участие ценностей и инстинктов как социальных и биологических механизмов регуляции поведения в формировании эмоционального состояния женщины во время беременности.

  25. Мерзлякова, Дина Рафаиловна. Факторы профессионального стресса, влияющие на психологическую безопасность сотрудников "скорой помощи" / Д. Р. Мерзлякова, М. П. Семкова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 2. – С. 56-60. – Библиогр.: с. 60 (12 назв.).

    Проводится исследование факторов профессионального стресса и симптомов психического выгорания у сотрудников "скорой помощи".

  26. Мусихина, Анна Юрьевна. К вопросу о научных методах в психологических исследованиях / А. Ю. Мусихина, Ю. Г. Гущин // Практическая психология в образовательной и производственной профессиональной среде: единство и многообразие подходов и методов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Глазов, 2011. – С. 56-60. – Библиогр.: с. 60 (1 назв.).
  27. Некрасова, Надежда Владимировна. Формирование конфликтной компетентности подростка (авторская разработка практического занятия по разрешению конфликтной ситуации подростками в рамках классного часа) / Н. В. Некрасова // Практическая психология в образовательной и производственной профессиональной среде: единство и многообразие подходов и методов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Глазов, 2011. – С. 132-136.
  28. Перевозчикова, Валентина Валерьевна. Подходы к развитию логического мышления детей в психолого-педагогических исследованиях / В. В. Перевозчикова // Проблемы школьного и дошкольного образования : материалы II регион. науч.-практ. семинара "Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждениях". – Глазов, 2011. – С. 237-238. – Библиогр.: с. 238 (3 назв.).
  29. Перевозчикова, Валентина Валерьевна. Специфика развития логических операций в младшем школьном возрасте / В. В. Перевозчикова // Практическая психология в образовательной и производственной профессиональной среде: единство и многообразие подходов и методов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Глазов, 2011. – С. 122-125. – Библиогр.: с. 125 (3 назв.).
  30. Полухина А. Н. Медиация как способы управления конфликтами в сфере туризма / А. Н. Полухина, Г. Н. Сапрыкина // Проблемы региональной экономики. – 2011. – № 1/3. – С. 403-409 : 1 табл., 3 рис. – (Управление трудом в региональной экономике). – Библиогр.: с. 409 (1 назв. ).

    Зарубежный опыт показывает, что серьезное внимание, которое уделяют менеджеры социально-культурных и туристических организаций деятельности по управлению конфликтами, способствует улучшению микроклимата организации и повышению качества услуг.

  31. Рыбакова, Эвелина Викторовна. Психологические основы и программа формирования положительной Я-концепции у старших подростков / Э. В. Рыбакова // Практическая психология в образовательной и производственной профессиональной среде: единство и многообразие подходов и методов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Глазов, 2011. – С. 139-143. – Библиогр.: с. 143 (6 назв.).
  32. Рябинин А. В. Вербальная информация как фактор формирования выбора / А. В. Рябинин ; науч. рук. Н. П. Башкова // Современные аспекты медицины и биологии : материалы XI межвуз. науч. конф. молодых ученых и студентов, 25-28 апр. 2011 г., г. Ижевск. – Ижевск, 2011. – С. 250-251.

    Об исследовании влияния на выбор человека названия лекарственного средства и рекламного текста, сопровождающего препарат.

  33. Сафонова, Татьяна Витальевна. Толерантность как общенаучная и психолого-педагогическая проблема / Т. В. Сафонова // Практическая психология в образовательной и производственной профессиональной среде: единство и многообразие подходов и методов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Глазов, 2011. – С. 37-42. – Библиогр.: с. 41-42 (15 назв.).
  34. Сергеева, Ирина. Психологическая устойчивость личности к стрессогенным факторам городской среды / Ирина Сергеева; рук. И. Ю. Лизунова; науч. консультант и рец. Т. С. Сарычева // Наука Удмуртии. – 2010. – № 2. – С. 223-248 : табл., диагр. – (Труды молодых исследователей). – Библиогр.: с. 235-236 (12 назв.).

    Предметом исследования явились особенности психологического состояния жителей городской и сельской местности.

  35. Сидоров, Константин Рудольфович. Мощность внимания / К. Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 2. – С. 144-146. – Библиогр.: с. 146 (11 назв.).

    Обосновывается необходимость введения в экспериментальную психологию параметра "мощность внимания", который может рассматриваться как показатель концентрации внимания.

  36. Сидоров, Константин Рудольфович. Проблемы формирования самооценки: как не допустить возникновения "триады риска" у школьников / К. Р. Сидоров // Новое образование. – 2011. – № 2. – С. 7-10 : фот. – Библиогр.: с. 10 (10 назв.).
  37. Сидоров, Константин Рудольфович. Различие потребностей, мотивов и целей в психологии / К. Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 1. – С. 82-86. – Библиогр.: с. 85-86 (12 назв.).
  38. Сунцова Н. В. Применение арт-терапевтических методов в работе педагога-психолога : (на примере опыта работы педагога-психолога Глазов. реабилитац. центра) / Н. В. Сунцова // Проблемы школьного и дошкольного образования : материалы II регион. науч.-практ. семинара "Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждений". – Глазов, 2011. – С. 202-203.
  39. Сунцова, Яна Сергеевна. Взаимосвязь компонентов готовности к профессиональному выбору с особенностями эмоциональной сферы юношей и девушек / Я. С. Сунцова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 2. – С. 99-106 : табл. – Библиогр.: с. 105 (15 назв.).

    Анализируются результаты эмпирического исследования взаимосвязи компонентов профессиональной готовности (автономности, информированности о мире профессий, умение принимать решения, умения планировать свою профессиональную жизнь, эмоциональной включенности в ситуацию решения) с особенностями эмоциональной сферы юношей и девушек.

  40. Феклистова, Татьяна. Открой энергию в себе : [беседа с медиком, специалистом в области биоэнергии, тренером ижев. "Шк. массаж. технологий" о работе над собой и пути к гармонии] / Татьяна Феклистова ; беседовала Мария Ваулина // Ваши семь вечеров. – 2011. – № 15. – С. 6-7 : фот.
  41. Фоминов, Александр Михайлович. "Философские рассуждения" семидесятилетнего / Александр Фоминов // Италмас. – 2011. – № 2. – С. 128-129.
  42. Хакимов, Эдуард Рафаилович. Социальная технология развития конкурентоспособности сельских учащихся в Удмуртии / Э. Р. Хакимов // Наука Удмуртии. – 2010. – № 5. – С. 119-123.

    О проблеме актуализации этнопсихологических особенностей школьников-удмуртов.

  43. Черепкова, Наталья Викторовна. Психологическая диагностика и прогнозирование конституционально-типологической недостаточности у детей в дошкольном возрасте / Н. В. Черепкова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 2. – С. 61-68 : табл.

    На современном этапе среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста.

  44. См. также 87, 457, 782, 856, 860, 2670, 2693, 2746, 3049, 3063, 3129, 3194, 3253, 3277, 3286, 3466, 3621, 3744, 3796, 3817, 3878, 3881, 3888, 3889, 3920, 3923, 3962, 3984, 4011, 4025, 4087, 4526, 4766, 4774, 4840, 4868, 6132, 7248

17 Этика. Учение о морали. Практическая философия

  1. Бадретдинов, Ульфат Шайхутдинович. 42 ар куспын вунымтэ эшъяськон / Ульфат Бадретдинов // Удмурт дунне. – 2011. – 27 дек. – С. 8.

    О встрече через 42 года армейских друзей – поэта и журналиста С. К. Карпова и академика, дважды доктора наук (география и сельское хозяйство) А. И. Костяева, уроженца Кировской области.

  2. Дом свиданий / подгот. Сергей Жилин // Автовитрина Ижевска. – 2011. – 7 марта. – С. 13 : ил. – (Машина времени).

    Из истории проституции в Сарапуле и Ижевске в начале ХХ века.

  3. См. также 1882, 2740