Летопись статей

1 Мурмалпан. Психологи

Философия. Психология

1/14 Мурмалпан

Философия

  1. Емельянов, Александр Владимирович. Символический универсум современного мира / А. В. Емельянов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – Т. 31, вып. 2. – С. 155-159. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 158 (15 названий).

    В статье рассматриваются примеры символических, виртуальных артефактов как части социальной реальности современного мира. Анализируется влияние символической реальности на человека.

  2. Журбина, Ирина Викторовна. Философия в поле образовательных услуг "предпринимательского университета" / И. В. Журбина // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – Т. 31, вып. 2. – С. 147-154. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 152-153 (31 название).

    В статье рассматривается проблема современного статуса философии в условиях коммерциализации высшего образования, превращающей университет в предпринимательскую организацию.

  3. Латыпов, Ильдар Абдулхаевич. Мультифрактальность сетевых медиакоммуникаций в информационной цивилизации: философский аспект / И. А. Латыпов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2020. – Т. 30, вып. 4. – С. 333-343. – (Философия). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 342-343 (25 названий).

    Рассматривается одно из актуальных философских вопросов, касающихся оценки перспектив развития сетевых коммуникаций в информационной цивилизации.

  4. Попов, Дмитрий Владимирович. Хронополитика как политическая онтология времени (биополитический аспект) : "Круглый стол" кафедры философии и гуманитарных дисциплин совместно с Удмуртским филиалом Института философии и права УрО РАН (4 декабря 2020) / Д. В. Попов, Н. Б. Полякова, А. А. Шадрин, А. В. Яркеев // Вестник Удмуртского университета. Серия "Философия. Психология. Педагогика". – 2021. – Т. 31, Вып. 1. – С. 5-18. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 17 (22 названия).
  5. Рогозина, Эльвира Расилевна. Проблематика дара в современной западной философии: Ж. Деррида и Ж.-Л. Марион / Э. Р. Рогозина // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2020. – Т. 30, вып. 4. – С. 344-350. – (Философия). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 349 (16 названий).

    Рассматривается проблематика дара в контексте гостеприимства в современной западной философии.

  6. Сергеев, Александр Александрович. Еще раз об основном вопросе философии / А. А. Сергеев // Научные инновации в развитии отраслей АПК : материалы Международной научно-практической конференции, 18-21 февраля 2020 года, г. Ижевск. – Ижевск, 2020. – Т. 2. – С. 208-209.

    Предлагается считать основным вопросом философии проблему сущности человека как человека.

  7. Титова, Екатерина Игоревна. Влияние собственности на русского человека в разных экономических системах / Е. И. Титова // Вестник Удмуртского университета. Серия "Философия. Психология. Педагогика". – 2021. – Т. 31, Вып. 1. – С. 19-26. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 25 (17 названий).
  8. Трофимов, Валерий Кириллович. О необходимости синтетического подхода к философскому пониманию сущности человека / В. К. Трофимов // Технологические тренды устойчивого функционирования и развития АПК : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной году науки и технологии в России, 24-26 февраля 2021 года, г. Ижевск. – Ижевск, 2021. – Т. 2. – С. 253-259. – Библиография: с. 259 (2 названия).
  9. Шамшурин, Алексей Андреевич. Концептуализация философского текста в структурах актуальности / А. А. Шамшурин // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – Т. 31, вып. 3. – С. 265-270. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 269 (16 названий).

    В статье задается философский текст как концепт, показывающий субъективацию текста с помощью разрабатываемого понятия "пред-текст".

  10. Шаронов, Александр Маркович. Андрей Гагаев: финно-угорский и русский космо-психо-логос : [некролог] / А. М. Шаронов // Финно-угорский мир. – 2021. – Т. 13, № 2. – С. 201-203. – (События, люди, книги).

    В содержании: Основные работы А. А. Гагаева.

    Сообщение о кончине мордовского ученого, выдающегося мыслителя Андрея Александровича Гагаева.

159.9 Психологи

Психология

  1. Едыгарова, Светлана Валерьевна. Туж кужмо шӧдонлыкен адямиос / Светлана Едыгарова // Кенеш. – 2021. – № 3. – С. 19-26. – (Наука удысысь). – Авторез сярысь гожтэмын.

    Рассматривается психология гиперчувствительных людей, в том числе у удмуртов.

  2. Микита, Валдур. Интровертлэн чебер-ненег шӧдӥсь уйпал сямыз / Валдур Микита ; удмурт кылэ берыктӥз Муш Нади // Инвожо. – 2021. – № 3. – С. 27-30. – (Проза).

    Представлены рассуждения эстонского писателя, семиотика о психологии эстонского народа.

  3. Микита, Валдур. Ӵужгубиез кылзыны быгатон : балти-финн улон шӧдонэз утчаса / Валдур Микита ; удмурт кылэ берыктӥз Муш Нади // Инвожо. – 2021. – № 2. – С. 36-38. – (Проза).

    Представлены рассуждения эстонского писателя, семиотика об эстонской культуре, психологии эстонского народа и их особенностях.

  4. Абашева, А. Р. Юмор как универсальный аспект повседневной жизни / А. Р. Абашева, Н. А. Атнабаева // Интеграционные взаимодействия молодых ученых в развитии аграрной науки : материалы Национальной научно-практической конференции молодых ученых, 4-5 декабря 2019 года, г. Ижевск. – Ижевск, 2020. – Т. 3. – С. 266-270. – Библиография: с. 269-270 (9 названий).

    Рассматривается юмор в жизни человека разных культур, разных национальностей.

  5. Алешичева, Анна Васильевна. Психологическое здоровье врача в условиях пандемии Covid-19 / А. В. Алешичева, Н. Г. Самойлов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – Т. 31, вып. 2. – С. 179-185 : рис. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 183-185 (30 названий).
  6. Вихман, Александр Александрович. Связь приемлемости способов введения в заблуждение с личностными чертами и стратегиями социального поведения / А. А. Вихман // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – Т. 31, вып. 3. – С. 294-301 : табл. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 300-301 (32 названия).
  7. Вьюжанина, Светлана Александровна. Совладающее поведение этнических субъектов в разных культурно-экологических условиях жизнедеятельности / С. А. Вьюжанина, Е. А. Молчанова // Вестник Удмуртского университета. Серия "Философия. Психология. Педагогика". – 2021. – Т. 31, Вып. 1. – С. 54-62 : табл. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 60-62 (39 названий).

    Рассказывается о проблеме изучения этнических субъектов (представителей удмуртского народа) с различными культурно-экологическими условиями жизнедеятельности.

  8. Вяткин, Бронислав Александрович. Интегральная индивидуальность растущего человека и психолого-педагогическая поддержка его развития в образовательной среде / Б. А. Вяткин, А. А. Вихман, А. Ю. Калугин // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – Т. 31, вып. 3. – С. 350-353. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 352-353 (10 названий).
  9. Глебова, Ирина Владимировна. Развитие эмоциональной отзывчивости у учащихся. Программа "В мире музыки" / И. В. Глебова // Профессиональное образование в Удмуртской Республике. – 2020. – № 4. – С. 45-46 : фот., рис. – (Дополнительное образование).

    Показано, что целенаправленное развитие эмоциональной отзывчивости у учащихся в условиях обучения по программе "В мире музыки" способствует формированию и развитию способности к переживанию эмоции.

  10. Дмитриев, Олег Борисович. Мотивация подростков к занятию единоборствами на этапе начальной подготовки / О. Б. Дмитриев, С. В. Чиков // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – Т. 31, вып. 2. – С. 239-244 : табл. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 243-244 (15 названий).

    Рассказывается об изучении и анализе комплексной мотивации спортсменов 10-12 лет в секциях единоборств на начальном этапе спортивной подготовки.

  11. Еремеева, Алина Владимировна. Гендерная специфика проявлений субъективности в ситуациях автономности и неавтономности / А. В. Еремеева // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – Т. 31, вып. 4. – С. 399-405 : табл. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 404-405 (27 названий).

    Рассказывается об определении общего и своеобразного в гендерных проявлениях субъектности в зависимости от степени автономности субъекта деятельности.

  12. Ермаков, Павел Николаевич. Психологические защиты пользователей социальной сети с разным уровнем осмысленности жизни / П. Н. Ермаков, Е. Е. Белоусова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – Т. 30, вып. 4. – С. 406-415 : рис. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 413-414 (45 названий).

    Рассказывается о проведении исследования механизмов психологической защиты у юношей и девушек в возрасте 18-24 лет – пользователей социальных сетей с разным уровнем осмысленности жизни.

  13. Калугин, Алексей Юрьевич. Леониду Яковлевичу Дорфману – 70 лет / А. Ю. Калугин, Б. А. Вяткин // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – Т. 31, вып. 3. – С. 354-355. – (Философия. Психология. Педагогика).
  14. Коптева, Наталия Васильевна. Невоплощенность в интернете как новая форма технологического сомоотчуждения (на примере студентов гуманитарных вузов) / Н. В. Коптева // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – Т. 31, вып. 2. – С. 160-169 : табл. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 168 (26 названий).
  15. Корниенко, Дмитрий Сергеевич. Особенности самопрезентации в социальной сети в связи с чертами Большой пятерки и Темной триады / Д. С.  Корниенко, Н. А. Руднова , Е. А. Горбушина // Вестник Удмуртского университета. Серия "Философия. Психология. Педагогика". – 2021. – Т. 31, Вып. 1. – С. 45-53. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 51-52.
  16. Красовская, Наталья Рудольфовна. Этнокультурные аспекты кризиса идентичности личности / Н. Р. Красовская // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. – 2020. – Т. 4, вып. 2. – С. 205-210. – (Политология. Международные отношения). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 208-209 (18 названий).

    Рассматриваются этнокультурные особенности проявлений кризиса идентичности как психосоциального феномена современного общества.

  17. Леонова, Екатерина Николаевна. Особенности когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций клиническими ординаторами / Е. Н. Леонова // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. – 2021. – № 1. – С. 22-25 : табл. – (Организация здравоохранения). – Библиография: с. 25 (7 названий).

    Представлены результаты исследования когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций клиническими ординаторами на этапе профессиональной адаптации. Выделены основные типы трудных жизненных ситуаций.

  18. Лесин, Александр Михайлович. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций студентов гуманитарных направлений подготовки / А. М. Лесин // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – Т. 31, вып. 2. – С. 170-178 : табл. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 177-178 (19 названий).
  19. Мелехин, Алексей Игоревич. Нарушение сна в период пандемии Covid-19 : специфика, психологическое обследование и психотерапия / А. И. Мелехин // Вестник Удмуртского университета. Серия "Философия. Психология. Педагогика". – 2021. – Т. 31, Вып. 1. – С. 27-38 : табл. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 37-38 (29 названий).
  20. Новгородова, Юлия Олеговна. Двуязычный эффект в развитии управления изменением поведения / Ю. О. Новгородова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – Т. 31, вып. 3. – С. 281-286. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 285 (19 названий).

    В статье представлены результаты теоретического обзора, целью которого является освещение проблемы влияния билингвизма на развитие управления изменением поведения в современных исследования.

  21. Пузырева, Любава Олеговна. Проблемное поле изучения биоэтического сознания в современной психологии / Л. О. Пузырева, С. Ю. Жданова // Вестник Удмуртского университета. Серия "Философия. Психология. Педагогика". – 2021. – Т. 31, Вып. 1. – С. 39-44. – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 43-44 (21 название).
  22. Романов, Константин Михайлович. Отражение эмоционального опыта в культуре финно-угорских народов / К. М. Романов // Финно-угорский мир. – 2021. – Т. 13, № 1. – С. 79-89. – (Культурология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 87 (19 названий).
  23. Сидоров, Константин Рудольфович. Опыт применения методики исследования содержания целей человека / К. Р. Сидоров, М. В. Корепанова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2020. – Т. 30, вып. 4. – С. 362-371 : табл., рис. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 369-370 (26 названий).

    Сообщается, что в исследовательской работе с целью определения содержания целей человека использовалась проективная методика, сконструированная в 2018 году на основе методики Р. Эммонса "Оценка личностных стремлений".

  24. Устинова, Кристина. В первый класс не в первый раз / К. Устинова // Деловая репутация. – 2021. – № 8. – С. 34 : фот. цв. – (PROпсихологию).

    Рассказывается о правилах адаптации ребенка к школе и психологическом комфорте маленького ученика.

  25. Хотинец, Вера Юрьевна. Актуальные проблемы практической и прикладной психологии в современной социокультурной ситуации / В. Ю. Хотинец, О. В. Кожевникова // Вестник Удмуртского университета. Серия "Философия. Психология. Педагогика". – 2021. – Т. 31, Вып. 1. – С. 132-134. – (Философия. Психология. Педагогика).

    Рассказывается об интеграции отечественных и зарубежных ученых, психологов-практиков, использовании цифровых технологий в повседневной жизни человека и возможных онлайн-рисках.

  26. Хотинец, Вера Юрьевна. Планирование и самоконтроль в когнитивной регуляции младших школьников с несбалансированным эрмитажным билингвизмом / В. Ю. Хотинец, Л. Г. Гильмуллина // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – Т. 31, вып. 3. – С. 271-280 : табл. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 278-280 (42 названия).
  27. Цапенко, Александр Владимирович. Анорексия как способ подавления либидо подростков / А. В. Цапенко // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – Т. 31, вып. 2. – С. 186-198 : граф. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 196-197 (34 названия).
  28. Черты личности в интеграции дисциплинированности с креативностью / Л. Я. Дорфман, А. В. Дубровский, Е. А. Курочкин, В. Н. Лядов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – Т. 31, вып. 4. – С. 381-390 : рис. – (Философия. Психология. Педагогика). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 388-389 (46 названий).

    В работе интегрированы концепция дисциплинированности Л. Я. Дорфмана и теория креативности К. Мартиндейла, где интеграторами выступили черты личности в теории Г. Айзенка.

  29. См. также 490, 493, 494, 497, 499, 502, 507, 1652, 1979, 2082