Летопись статей

1 Философия. Психология

1/14 Философия

  1. "Актуальность философии: онтология мышления" : "круглый стол" кафедры философии и гуманитарных дисциплин совместно с кафедрой журналистики ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет" (7 июня 2017 г.) / А. С. Ворончихин [и др.] // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 1. – С. 14-22. – (Философия). – Резюме на английском языке.

    О работе 3-го круглого стола "Философия: герменевтика концептов" Удмуртского государственного университета, посвященной теме "Актуальность философии: онтология мышления".

  2. Вайтуков, Александр Константинович. О справедливости законов / А. К. Вайтуков, А. С. Ворончихин, М. А. Сентяков // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 2. – С. 139-144. – (Философия). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 143 (4 названия).

    Исследуется исторический генезис соответствия законов государства и справедливости.

  3. Ворончихин, Александр Сергеевич. "... Сущность техники вовсе не есть что-то техническое..." / А. С. Ворончихин // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 3. – С. 294-299. – (Материалы круглого стола). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 298 (3 названия).

    В статье рассматривается вопрос о бездушной машинной технике, отрицательно влияющей на внутренний мир человека.

  4. Девятова, Светлана Владимировна. Методология критического реализма в современной христианской теологии / С. В. Девятова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 3. – С. 273-277. – (Философия). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 276 (5 названий).

    В статье рассматриваются представления об особенностях развития современной христианской теологии, о ее взаимосвязи с наукой.

  5. Дерябин, Максим Леонидович. Рождение тела в пространство спорта / М. Л. Дерябин // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 3. – С. 289-293. – (Материалы круглого стола). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 292 (12 названий).

    В работе автор делает попытку обнаружить и представить целостное существования человека, его жизнь через пространство спорта.

  6. Журбина, Ирина Викторовна. Манифестация социального "исключения" в пространстве политического дискурса / И. В. Журбина // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 2. – С. 145-153. – (Философия). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 152-153 (14 названий).
  7. Касаткина, Светлана Сергеевна. Темпоральность как философский параметр концепта системы города / С. С. Касаткина // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 3. – С. 278-281. – (Философия). – Рез. англ. – Библиография: с. 281 (10 названий).
  8. Максимова, Марина Владимировна. Языковая картина мира как отражение целостных ориентиров нации / М. В. Максимова // II Островидовские чтения : материалы Второй межрегиональной историко-церковной конференции "Островидовские чтения" "1917-2017: уроки столетия", [Глазов], 8 декабря 2016 г. – Глазов, 2018. – С. 232-235. – (Духовность в книжной и фольклорной культуре). – Библиография: с. 235 (8 названий).
  9. Малахова, О. Н. Модели коммуникации в повседневной жизни / О. Н. Малахова // Инновационные направления развития энергетики АПК : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 40-летию факультета энергетики и электрификации, 25 октября 2017 г. – Ижевск, 2017. – С. 104-105. – Библиография: с. 105 (2 названия).
  10. Сергеев, А. А. К определению понятия "процесс" / А. А. Сергеев // Инновационные направления развития эненргетики АПК : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 40-летию факультета энергетики и электрификации, 25 октября 2017 г. – Ижевск, 2017. – С. 114-116.
  11. Скобелева, Вероника Владимировна. Кинематографическая и социальная реальности: у-словность как "игра на пределе" / В. В. Скобелева // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 4. – С. 401-407. – (Философия). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 406-407 (11 названий).
  12. Скрынник, Виталий Николаевич. Идея, мировоззрение и идеология. Попытка сравнительного анализа / В. Н. Скрынник // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 4. – С. 408-415. – (Философия). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 414 (8 названий).
  13. Соколова, Ольга Владимировна. Декартовское сомнение как способ самоопределения мышления / О. В. Соколова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 4. – С. 416-421. – (Философия). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 420.
  14. Соколова, Ольга Владимировна. Утопия и реальность: невозможность или осуществленность / О. В. Соколова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 3. – С. 300-306. – (Материалы круглого стола). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 306 (11 названий).

    В статье рассматривается, насколько утопия является собственно утопией. Представлен подробный анализ текста "Утопии" Т. Мора.

  15. Федотова, Вера Александровна. Проблема свободы воли в философии Пико делла Мирандолы / В. А. Федотова // Социально-экономическое управление: теория и практика. – 2018. – № 2 (33). – С. 83-84. – (Государство и право. Личность и общество). – Библиография: с. 84 (4 названия).
  16. "Философия и жизнь" : "круглый стол" кафедры философии и гуманитарных дисциплин совместно с кафедрой социальной психологии и конфликтологии ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет" и Удмуртским филиалом Института Философии и права УрО РАН (23 декабря 2016 г.) / А. С. Ворончихин [и др.] // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 3. – С. 282-288. – (Философия). – Резюме на английском языке.
  17. Шадрин, Алексей Анатольевич. Концепт "точки зрения" в перспективе вопроса о генезисе языка / А. А. Шадрин // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 4. – С. 422-427. – (Философия). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 426 (6 названий).
  18. Шадрин, Алексей Анатольевич. Учебно-методические материалы к лекции "Философия и искусство как способы произведения субъективности" / А. А. Шадрин // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 3. – С. 307-310. – (Материалы круглого стола). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 310 (4 названия).

    В тексте статьи философия и искусство рассматриваются как со-принадлежные, граничащие друг с другом области знания.

  19. См. также 2109

159.9 Психология

  1. Ахметзянова, Анна Ивановна. Структурно-функциональная организация и генезис антиципационно-прогностического механизма социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах / А. И. Ахметзянова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 1. – С. 35-41. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 41 (11 названий).
  2. Баранов, Александр Аркадьевич. Безопасность и выгорание личности как следствия гуманитаризации профессиональной среды / Александр Аркадьевич Баранов, Зубарьят Яхиновна Баранова // Проблемы и перспективы современного гуманитарного образования : сборник статей региональной научно-практической конференции. – Ижевск, 2017. – С. 31-37. – Библиография: с. 37 (9 названий).
  3. Васюра, С. А. XXXIII Мерлинские чтения: теоретико-методологические, экспериментальные и прикладные аспекты системного исследования индивидуальности / С. А. Васюра // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 3. – С. 358-360. – (Хроника). – Библиография: с. 360 (3 названия).
  4. Веракса, Николай Евгеньевич. Роль компонентов формального и диалектического мышления в становлении субъектности дошкольников / Н. Е. Веракса, Д. А. Туребаев // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 4. – С. 428-436 : рис., табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 435 (10 названий).
  5. Влияние психологических характеристик на мотивацию по отказу от курения у пациентов с хронической обструктивной болезнью легких / Е. Д. Четверкина [и др.] // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 3. – С. 325-329 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 328 (5 названий).
  6. Воробьева, Марина Анатольевна. Факторы, влияющие на формирование самомотивации у студентов направления обучения – государственное муниципальное управление / М. А. Воробьева, Т. Д. Макарова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 2. – С. 166-172 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 171 (12 названий).
  7. Вяткин, Бронислав Александрович. Общее и различия в ценностных ориентациях и психодинамике студентов: интегративная модель. Сообщение 1. Предпосылки исследования / Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, А. Ю. Калугин // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 1. – С. 42-50. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 49-50 (34 названия).
  8. Вяткин, Бронислав Александрович. Общее и различия в ценностных ориентациях и психодинамике студентов: интегративная модель. Сообщение 2. Результаты эмпирического исследования / Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, А. Ю. Калугин // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 2. – С. 173-181 : табл., рис. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 181 (5 названий).
  9. Гасан, Андрей Сергеевич. Поведение личности в конфликтной ситуации / А. С. Гасан // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 1. – С. 51-56. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 55-56 (19 названий).

    В статье анализируется проблема психологических детерминант, обусловливающих поведение личности в социальных ситуациях, дается анализ категории конфликтной ситуации.

  10. Голованова, Надежда Филипповна. Два проявления саморазвития личности: психолого-педагогический взгляд / Н. Ф. Голованова, И. Б. Дерманова, К. Ю. Ануфриюк // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 4. – С. 443-450 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 449-450 (8 названий).

    В статье анализируется саморазвитие личности, которое рассматривается в психологической и педагогической науке.

  11. Горынина, Вера Сергеевна. Преобладающий тип сознания лиц с нарушениями зрения и без нарушений зрения в терминах дихотомии "созерцание – деятельность" / В. С. Горынина // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 1. – С. 57-63. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 63 (5 названий).
  12. Деева, Наталья Александровна. Жизненная успешность как метаресурс в системе саморегуляции личности студентов, получающих среднее специальное и высшее образование / Н. А. Деева // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 3. – С. 297-307 : рис. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 306-307 (15 названий).

    В статье ставится актуальная проблема понимания жизненной успешности личности на примере студенчества. Представлена методика исследования и приведены результаты анализа эмпирических данных. В исследовании приняли участие студенты в возрасте 17-21 год, получающие высшее и среднее специальное образование в образовательных организациях Краснодарского края.

  13. Дмитриева, Юлия Александровна. Модель дифференциации субъектов по уровню переживания стресса и стрессонаполненности жизни / Ю. А. Дмитриева, С. Ю. Коробова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 2. – С. 159-165 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 164 (17 названий).
  14. Казанцева, Вера Анатольевна. Качества гражданина как субъекта современной политической власти / В. А. Казанцева // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 3. – С. 278-283. – (Философия). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 282 (24 названия).

    Выделяются и рассматриваются определяющие качества современного гражданина – субъекта политической власти – на основе социально-философской концепции политической власти как основания целостности общественной жизни.

  15. Кашапов, Мергаляс Мергалимович. Влияние синдрома эмоционального выгорания на типы разрешения конфликтной ситуации молодыми врачами / М. М. Кашапов, Л. А. Савельева // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 2. – С. 193-201 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 199-201 (39 названий).
  16. Кожевникова, Оксана Вячеславовна. Психологические предикторы склонности субъекта к академической прокрастинации / О. В. Кожевникова, Е. П. Шкляева // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 4. – С. 451-455 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 454-455 (12 названий).

    Анализируются результаты исследования по выявлению психологических предикторов академической прокрастинации, относящейся к числу психологических явлений.

  17. Кондрашихина, Оксана Александровна. Психологическая сущность и составляющие способности к фасилитационному влиянию: ракурс профессиональной психологической деятельности / О. А. Кондрашихина // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 3. – С. 316-321 : табл. – (Психология). – Рез. англ. – Библиография: с. 320-321 (34 названия).
  18. Леонова, Ирина Юрьевна. Влияние доверия к себе на склонность к виктимному поведению / И. Ю. Леонова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 3. – С. 322-328 : рис. – (Психология). – Рез. англ. – Библиография: с. 327 (15 названий).

    В статье приводятся результаты эмпирического исследования, доказывающие, что доверие к себе влияет на виктимное поведение подростков. В исследовании участвовали учащиеся 9-х классов г. Ижевска.

  19. Медведева, Дарья Сергеевна. Особенности развития речемыслительной деятельности детей-билингвов / Д. С. Медведева, В. Ю. Хотинец // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 1. – С. 87-93 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 92-93 (23 названия).

    Представлены результаты исследования развития речемыслительной деятельности детей-билингвов дошкольного и младшего школьного возраста для раскрытия возможностей ее оптимизации.

  20. Мишина, Светлана Сергеевна. Коэффициент жизнестойкости как мера риска развития суицидального поведения подростков / С. С. Мишина // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 3. – С. 308-312 : рис. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 311 (6 названий).
  21. Модель психологического времени молодого поколения в период глобализации, обусловленная динамикой универсальных ценностей / Е. В. Забелина [и др.] // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 2. – С. 182-192 : табл., рис. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 191 (19 названий).

    Представлены результаты исследования по выявлению взаимосвязи и взаимовлияния жизненных ценностей и компонентов психологического времени студенческой молодежи.

  22. Панюкова, Юлия Геннадьевна. Психосемантический анализ пространственных и темпоральных характеристик разных видов информационной среды / Ю. Г. Панюкова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 3. – С. 339-347 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 346-347 (25 названий).
  23. Помыткина, Татьяна Юрьевна. Типологические особенности личности пациентов в конфликтной ситуации взаимодействия с врачом / Т. Ю. Помыткина, В. В. Мурзаханова, И. В. Реверчук // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 3. – С. 319-324 : рис., табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 323 (7 названий).
  24. Прыгин, Генадий Самуилович. Феномен сознания: является ли информационная концепция сознания прорывом в его понимании / Г. С. Прыгин // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 4. – С. 456-463. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 462-463 (23 названия).
  25. Прыгин, Геннадий Самуилович. Квантовые концепции сознания: возможности и перспективы развития психологической науки / Г. С. Прыгин // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 3. – С. 329-338. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 337-338 (13 названий).
  26. Психопрофилактика послеродовой депрессии у женщин с различными вариантами родоразрешения / И. А. Горькова [и др.] // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 4. – С. 437-441 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 440-441 (20 названий).

    Статья посвящена научному обоснованию необходимости проведения первичной и вторичной психопрофилактики послеродовой депрессии у женщин с различными вариантами родоразрешения. Приведены результаты исследования женщин, обратившихся в плановом порядке в Перинатальный центр Санкт-Петербургского государственного Педиатрического медицинского университета.

  27. Сидоров, Константин Рудольфович. Об измерении волевых качеств человека в психологии / К. Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 2. – С. 213-219 : рис. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 218-219 (30 названий).

    В статье рассматривается определение волевых качеств, выделяется семь независимых качеств, раскрывается их содержание, обсуждаются основные положения в их изучении: комплексный и дифференцированный подходы.

  28. Сидоров, Константин Рудольфович. Основания создания методики оценки эффективности волевых усилий при решении разноуровневых задач на внимание / К. Р. Сидоров, А. В. Юртаев // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 1. – С. 94-101 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 100 (21 название).
  29. Смирнова, Анна Руслановна. О структуре ответственности / А. Р. Смирнова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 4. – С. 464-467. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 467 (7 названий).

    В статье рассматриваются работы по проблеме формирования чувства ответственности на основе теоретического материала отечественных и зарубежных исследователей.

  30. Сунцова, Яна Сергеевна. Деструктивные установки межличностного взаимодействия осужденных с разным уровнем рассогласования нормативных и индивидуальных ценностей / Я. С. Сунцова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 3. – С. 348-357 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 356 (24 названия).
  31. Токтарова, К. А. Оценка уровня депрессии у студентов ИГМА / К. А. Токтарова, В. И. Попугаева ; науч. рук. Т. Ю. Помыткина // Современные аспекты медицины и биологии : материалы VII Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов с международным участием, посвященной 85-летию Ижевской государственной медицинской академии, 23-26 апреля 2018 года г. Ижевск. – Ижевск, 2018. – С. 213-214.

    По оценкам исследования, среди студентов ИГМА 1 и 2 курсов, наблюдается высокий уровень депрессии.

  32. Фефилов, Антон Валерьевич. Особенности изменений эмоционального состояния и межполушарной асимметрии женщин в процессе занятий йогой / А. В. Фефилов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 2. – С. 220-227 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 226 (7 названий).

    Приведены результаты исследования психофизиологических особенностей изменений межполушарной асимметрии и различных параметров эмоциональных состояний во время занятий йогой. В исследовании приняли участие 25 испытуемых – женщин в возрасте от 24 до 60 лет, являющихся клиентками Спортивного Клуба "Платформа" г. Ижевска.

  33. Флоровский, Сергей Юрьвеич. Ценностно-ориентационная регуляция совместной управленческой деятельности: организационно-контекстная вариативность-стабильность / С. Ю. Флоровский // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 2. – С. 228-238 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 236-237 (40 названий).

    Обсуждается проблема ценностно-ориентационных факторов регуляции совместной управленческой деятельности и характера их взаимодействия с организационно-культурным контекстом осуществления этой деятельности. Рассматриваются две категории разноуровневых ценностных диспозиций личности.

  34. Цыганов, Игорь Юрьевич. Возрастная специфика саморегуляции и отношения к учению суворовцев / И. Ю. Цыганов, М. Ю. Ованесбекова, В. И. Моросанова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 4. – С. 468-477 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 476 (22 названия).
  35. Чумаков, Михаил Вячеславович. Принципы психологии религии / М. В. Чумаков // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, вып. 1. – С. 102-104. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 104 (8 названий).

    Рассмотрены принципы психологии религии, их современное состояние и использование в исследованиях последних лет.

  36. Чумакова, Дарья Михайловна. Индивидуальные различия в терминах религиозности: эмпирический анализ / Д. М. Чумакова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27, вып. 4. – С. 478-482 : табл. – (Психология). – Резюме на английском языке. – Библиография: с. 481 (9 названий).

    В статье рассматриваются индивидуальные различия в религиозности личности в связи с параметрами социального взаимодействия.

  37. См. также 2123